«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия!» В этих словах таится вся глубина пушкинского восприятия мира, который звучал для него музыкой, мелодией любви к жизни и к человеку.
«Пушкин – неиссякаемый родник для русской музыки» А.Н. Серов.
«Пушкин - воздух, которым мы дышим, разгадать Пушкина - это именно и значит найти себя в нем». Мережковский.
Трудно найти в мировой литературе другого такого писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось в музыке. Более 1000 композиторов, включая современников поэта, неоднократно обращались к его творчеству. Около 500 сочинений великого поэта (поэзия, проза, драмы) легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Оперы, балеты, хоры, оратории, кантаты, симфонические и камерно – инструментальные произведения, более 2000 романсов. Стихи Пушкина музыкальны сами по себе, в музыкальном же приложении выдающихся композиторов они начинают играть новыми красками.
Освоение пушкинской поэзии в музыке началось с романса.
1.Романс «Что в имене тебе моем?»
Это стихотворение написано А.С.Пушкиным в 1830г.
Музыку на это стихотворение сочинили более 40 композиторов: А.А. Алябьев (1834), Н.С. Титов (1834), А.С. Даргомыжский (1859), Н.А. Римский-Корсаков (1866), С.Я. Танеев (1877), Н.М. Ладухин (1890), Г.Э. Конюс (1894), Е.В. Вильбушевич, П.Г. Чесноков (1902), Г.Я. Юдин (1927), В.Я. Шебалин (1935), Д.Д. Шостакович (1952) и другие.
2.Романс «Я вас любил»
«Слов немного, но… они так точны, что обозначают все», – восхитился этим вечным памятником любви» Н.В.Гоголь.
В 1829 году Александр Пушкин написал, пожалуй, одно из самых знаменитых своих стихотворений «Я вас любил: любовь еще, быть может…», Историки по сей день спорят о том, кому именно было адресовано это послание, так как ни в черновиках, ни в чистовом варианте поэт не оставил ни одного намека на то, кто же является той таинственной незнакомкой, которая вдохновила его на создание этого произведения.
При столь совершенной структуре текста неудивительно, что стихотворение не раз было положено на музыку. Первый романс появился даже раньше, чем был опубликован текст. Его автором стал знакомый Пушкина Ф. Толстой, который получил стихотворение в рукописном виде от самого автора. Позже музыку к произведению сочинили Шереметьев, Алябьев, Даргомыжский, Варламов, Метнер, другие композиторы
У С.М. Гейченко, Л.В. Васильевой, К. П. Викторовой фонетический, лексический, метафорический анализ Пушкинских строк вызвал большую уверенность в том, что стихотворение посвящено и написано поэтом под неизгладимым впечатлением встреч (мимолетных, недолгих и взволнованно- памятных!) с императрицей Елизаветой Алексеевной, супругой императора Александра Первого, в которую поэт был беззаветно и глубоко, пронзительно влюблен с лицейской поры.
Романсы более 70 композиторов: Феофила Толстого (1831), А.А. Алябьева (1834) А.С. Даргомыжского (1844), Петра П. Булахова (1845), А.Е. Варламова (1861), А.Л. Гурилева (1862), Г.А. Кушелева-Безбородко (1862). А.В. Толстой (1865), Б.С. Шереметева (1870), Б.В. Гродзкого (1892), Н.К. Метнера (1916), Е.Ф. Светланова (1949) и других.
Привычная ныне мелодия романса принадлежит Б. Шереметьеву.
3.Романс «Колыбельная»
Обратимся к поэтическому наследнику Пушкина – М.Ю.Лермонтову, великому русскому поэту и прозаику, а также талантливому художнику и драматургу, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку.
Стихотворение «Казачья колыбельная» было написано в 1838 году. Существует несколько преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия - написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка.
«Колыбельная» принадлежит к той части лучших произведений Лермонтова, где поэт предстает перед читателем не в обычном для него одиноком, горьком и протестующем противостоянии окружающему миру, а «любить готовый, с душой, открытой для добра».
Колыбельная – это уникальное соответствие фольклорным колыбельным песням по по духу, по смыслу, по содержанию.
Почему –то только одного композитора (автора этого романса) удалось разыскать.
Романс был написан А.Т.Гречаниновым в 1880-е годы.
4.Романс «Молитва»
«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца.
Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.
Романсы более 80 композиторов: А.Л.Гурилева (1840), Феофила Толстого, для голоса с виолончелью (1840), С.И. Штуцмана (1846), Г.И. Ломакина (1851), Н.А. Титова (1840), А. К...вой (1842), А.С. Даргомыжского (1844), Г.М. Гертмана (1844), М.И. Глинки (1855), Петра П. Булахова (1856), Софьи Зыбиной (1856), Г.А. Кушелева-Безбородко (1857), М.П. Мусоргского (1865) и других.
5.Романс «Тучи»
Стихотворение «Тучи», увидело свет в апреле 1840 года. Опубликовано оно было в том же, 1840 году. Это время расцвета таланта поэта, время его литературной славы.
История создания стихотворения «Тучи». По наступлению 1840 года у М.Ю.Лермонтова вышла неприятная история. На балу у влиятельной особы случилась ссора с Барантом (сыном французского посланника при русском дворе). Слово за слово – и не радужный диалог привёл двух молодых людей к дуэли. Вызов бросил Барант. Руководствуясь здравым смыслом, Михаил Юрьевич выпустил пулю в воздух. Никто не пострадал в результате поединка. Но дуэль вышла Лермонтову боком: он вынужден был покинуть столицу и держать путь на Кавказ. С тяжёлым чувством поэт уезжал из Петербурга. Мрачные предчувствия переполняли его сердце. Стихотворение «Тучи» вышло из-под пера М.Ю.Лермонтова как раз перед отъездом.
Музыку на это стихотворение писали: А. С. Даргомыжский, 1844;А. Г. Рубинштейн, 1849;Н. А. Римский-Корсаков, 1875;Ц. А. Кюи, 1881.
6.Романс «Сосна»
М.Ю. Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственных мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…». Вольный перевод стихотворения Г. Гейне "Сосна стоит одиноко" (1827) создан перед отъездом поэта на Кавказ в марте 1841 года и впервые опубликован посмертно в 1842 году в "Отечественных записках".
Романсы более 100 композиторов: Х.Г. Пауфлера (1845), А.С. Даргомыжского (1850), И. Маренича (1853), Н.А. Римского-Корсакова (1876), М.Н. Офросимова (1877), Э.Я. Длусского (1889), С.В. Рахманинова, женский хор без сопровождения (1895), М.А. Балакирева (1896), М.М. Ипполитова-Иванова, смешанный хор без сопровождения (1896), В.И. Ребикова, двухголосный хор без сопровождения (1900), А.Б. Гольденвейзера (1902), С.В. Панченко, смешанный хор без сопровождения (1909), и других. В том же 1841 году, еще до публикации стихотворения Лермонтова, появился перевод А.А. Фета ("Москвитянин", №12), но на музыку он был положен лишь в начале ХХ века (Э.Ф. Направник, вокальный квартет, 1906). В 1845 году это стихотворение перевел М.Л. Михайлов, а романсы создали А.А. Дерфельдт (1863), Н.А. Римский-Корсаков (1866), Н.А. Соколов, хор (1893).
Будучи человеком дерзким, за всю свою недолгую жизнь Лермонтов 3 раза был на дуэли, а 4 раза дуэли удалось избежать благодаря здравомыслию окружающих.
На последней дуэли все были уверены в промахе оппонента Лермонтова, так как тот слыл «косым» стрелком, не имевшим достаточного опыта в этом деле. Однако же Мартынов попал Михаилу Лермонтову прямо в грудь, что привело к смерти поэта.
7.Романс «Зимняя дорога»
1824 год был очень тяжелым для А.С.Пушкина. После южной ссылки поэту запретили проживать в Москве и Петербурге. Высочайшим повелением императора Пушкину было определено место жительства в имении его родителей Михайловском.
Михайловское – одно из красивейших мест России, родовое имение матери А.С. Пушкина 170 км от Пскова, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.
В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", центральные главы романа "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "Маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие.
В 1826 году во время поездки в Михайловское поэт создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью.
К 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм, были и другие причины.
Однако мы услышим не только грусть и безъисходность, но и веру в то, что ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.
Романсы 45 композиторов: А.А. Алябьева (1831), М.И. Бернарда (1871), Ц.А. Кюи (1910), Т.Н. Хренникова (1935), Г.В. Свиридова (1935), В.А. Соловьева-Седого (1937) и других.
8.Романс «Зимний вечер»
Стихотворение «Зимний вечер» написано в 1826г. В нем особая тональность и мелодичность. Его перекладывали на музыку более сорока раз. Среди композиторов, которые создали музыкальную оправу для «Зимнего вечера», – Александр Алябьев, Александр Даргомыжский, Яков Эшпай, Георгий Свиридов и другие. Но самым популярным остается первый романс композитора Яковлева, с которым Пушкин подружился еще в лицее.
Романсы 45 композиторов: А.А. Алябьева (1831), М.И. Бернарда (1871), Ц.А. Кюи (1910), Т.Н. Хренникова (1935), Г.В. Свиридова (1935), В.А. Соловьева-Седого (1937) и других.
9.Романс «Няне»
В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свою признательность за все, что им вместе довелось пережить.
Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.
Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений.
Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей.
Привычная ныне мелодия романса принадлежит Б. Шереметьеву. Известен романс на музыку Даргомыжского.
10.Романс «Признание»
Одно из лучших, а для многих - любимейших лирических произведений. Словно картина Рафаэля, это образец чистоты, света, красоты и гармонии. Александр Сергеевич Пушкин «Признание» написал в возрасте 27 лет в Михайловском.
Романс М.И.Глинки создан в 1840 году. В стихотворении 10 четверостиший. Великий Глинка оставил только 2 из них.
В нашем прочтении полная версия без изъятий (все 10 четверостиший).
11.Романс «Предчувствие»
Стихотворение «Предчувствие», предположительно датируемое августом 1828 года написано под влиянием тяжелой ситуации, сложившейся в жизни Александра Сергеевича. Речь идет о расследовании, начатом полицией в отношении поэмы «Гаврилиада» (1821). Поэт всерьез опасался возможного строгого наказания. Он был готов, как к очередной ссылке, так и к более строгому наказанию. К счастью, все обошлось.
Романсы А.А. Алябьева (1832), Христиана Пауфлера, для голоса с фортепьяно и виолончели (1853), А.П. Лодия (1854), Г.В. Свиридова (1935), Д.Д. Шостаковича (1936) и других композиторов.
12.Романс «Воспоминание»
Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.
«Молчи и жди!» — можно было сказать Пушкину в тот тяжкий период его деятельности, когда критика встречала его лучшие творения враждебными отзывами, между тем как читатели громко говорили об упадке таланта Пушкина» . Так пишет А. В. Дружинин о том периоде жизни поэта, когда было написано стихотворение «Воспоминание».
Это связано и с удручающей общественной атмосферой, когда настроения подавленности, безнадежности, уныния господствовали, после поражения декабристов, в среде дворянской интеллигенции. Не имея возможности свободно высказываться публично, многие «уходили в себя», в мир собственных чувств, переживаний. Не могло не коснуться это и Пушкина. К этому прибавлялись и переживания иного рода, переживания оскорбленного таланта, недаром именно в эту пору написано стихотворение «Поэт и толпа». Белинский пишет: «Ни один поэт на Руси не пользовался такою народностию, такою славою при жизни, и ни один не был так жестоко оскорбляем». После «Бориса Годунова», которого Пушкин считал одной из вершин своего творчества, не появилось ни одного серьезного разбора трагедии, говорили даже о неудаче Пушкина.
«Воспоминание» заканчивается словами:
. «Но строк печальных не смываю...»
«После заключительной строки («Но строк...») следовали (в черновой рукописи) шестнадцать стихов, почти беспримерных по красоте, энергии, глубокому чувству, в них разлитому, наконец по какой-то особенной, прерывистой их «музыкальности». – пишет Дружинин. Но поэт их вычеркнул.
Эта и только эта строка могла и должна была закончить стихотворение .
Но мало того — завершение поэтом стихотворения этой строкой говорит и об еще одной особенности Пушкина. Вот как об этом пишет И. С. Аксаков: «Пушкин не был поэтом «отрицания», но не потому, что был не способен видеть, постигать отрицательные стороны жизни и оскорбляться ими, но потому прежде всего, что не таково было его призвание как художника. ...Еще потому, может быть, что Пушкин своим русским умом и сердцем шире понимал жизнь, чем многие писатели, окрашивающие ее явления сплошною черною краскою».
Романс на эти стихи был написан Ю.Шапориным.
13.Романс «Осень»
Это - великолепнейшее описание времен года. Очень музыкальное, очень конкретное, очень личностное и очень мелодичное. Тем более удивительно, что оно до сих пор не положено на музыку (по крайней мере автор проекта «Романс-связь времен» об этом ничего не знает). Романс я начал со стоки: «Октябрь уж наступил…». А в качестве вступления использовал музыку П.И.Чайковского «Октябрь» из его «Времен года».
Также, собственно, первые пять нот моего романса – это ноты из «Октября» Чайковского. Таким образом, в этом конкретном случае мне хотелось осуществить «Связь времен» не только между поэзией и музыкой , но и между музыкой современной и музыкой ушедшего времени.
Село Болдино в течение трех столетий было родовым имением Пушкиных. С конца шестнадцатого века этой землей владели предки великого русского поэта по отцовской линии – представители одного из древнейших в России дворянских родов.
Сам поэт приезжал сюда трижды, в 1830-е годы. В общей сложности он провел в Болдине более пяти месяцев. Здесь были созданы многие из его лучших творений. Среди них последние главы «Евгения Онегина», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», поэмы «Медный всадник», «Домик в Коломне», «Анджело», десятки стихотворений из числа лирических шедевров Пушкина, почти все его сказки. Ни с чем не сравнимый взлет творческого вдохновения поэт пережил осенью 1830 года, когда всего за три месяца было написано около пятидесяти произведений различных жанров. Именно с этим периодом его творческой биографии связано звучное и памятное всем название - «Болдинская осень».
Написано стихотворение было в 1833 году.
Мотива печали и утраты в «Осени» нет. Напротив, поэтические строки заставляют восхититься, затаить дыхание от того, как прекрасна пышно увядающая природа, сверкающая багряными и золотыми красками. В «Осени» можно проследить несколько сюжетных мотивов. Пушкин не только искусно и с любовью говорить об осени, но и повествует о своем творческом процессе и судьбе художника в царской России. В стихотворении присутствуют зарисовки из жизни, пейзажи: помещичья охота, приносящая урон засеянным крестьянами полям, зимние праздничные гулянья, люди, томящиеся от летнего зноя. Упоминание о других временах года используется и как сравнение, ведь лучше осени для Александра Сергеевича нет ничего. Он предлагает нам насладиться насладиться сладостной тишиной, увидеть особенную прелесть, которой пронизаны улыбки увядших цветов.
Музыку других композиторов на эти стихи найти не удалось.
14.Романс «Последняя туча»
«Туча» была написана 13 апреля 1835 года. На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства о разрешении издавать газету. Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил в стихотворных строках.
Есть и другая точка зрения. Некоторые исследователи пушкинского наследия считают стихотворение «Туча» своеобразным откликом на памятную дату восстания декабристов. С момента события, всколыхнувшего всю Россию, прошло уже десять лет. Но за это время поэт не изменил идеалам юности, остался «последней тучей рассеянной бури». Во времена декабристов его творчество было необходимо, оно «алчную землю поило дождем». Теперь все изменилось, буря революционных настроений прошла.
В мае того же года «Туча» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель».
Романсы 49 композиторов: Н.С. Титова (1839), А.Г. Рубинштейна, дуэт (1852), Н.А. Римского-Корсакова, дуэт (1876), Н.М. Ладухина, детский хор (1895), В.И. Ребикова, двухголосный хор (1900), И.Ф. Стравинского (1902) и других.
15.Романс «Зимнее утро»
«Зимнее утро» было написано очень быстро, в один день- 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии.
В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других.
. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.
На эти замечательные стихи композиторов отыскать не удалось.
16.Романс «Отцы-пустынники»
Стихотворение написано в 1836г.
Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина, – один из самых известных православных богослужебных текстов. Ефрем Сирин жил в IV в., и «отцами пустынниками» называли монахов-отшельников, последователей старца. Эта молитва далекого от нас по эпохе и географии сирийского подвижника – лейтмотив всего Великого поста – обладает каким-то особым действием на душу. Мы чувствуем это, но не всегда в состоянии объяснить, почему так происходит и что это за действие. Вот одно из объяснений молитвы:
«В начале молитвы перечисляются страсти.
Развитие этих страстей можно определить, как последовательное бегство от себя и от Бога. Человек не научился питаться благодатью («уныние»), и поэтому питается чем-то другим: вначале просто признанием окружающих («тщеславие»), которого он активно добивается («празднословие»), а затем деньгами («сребролюбие»), властью и славой. «Любоначалие» обозначает предел такого бегства от подлинного себя – от своей богоподобной личности (ведь подлинной личностью мы становимся лишь в подлинном общении с Богом и друг с другом – а такое общение обязательно отмечено печатью смирения). Тогда человек получает наслаждение, властвуя, подавляя других и управляя чужими судьбами. Это случай всех тиранов на земле; это пирамида ада. Ведь и сам сатана – существо, находящееся «дальше» всех от Бога и продолжающее постоянно и необратимо удаляться от Него, – пал из-за жажды власти («быть как Бог») и теперь наслаждается своей темной властью над миром (ср.: Лк. 4: 6; Еф. 6: 12).
Весь путь человека к Богу можно представить как постепенный подъем по ступеням, перечисленным в молитве святого Ефрема Сирина. От целомудрия – освобождения от страстей, насколько это возможно для каждого из нас, – к смирению (неизреченному действию Благодати в очищенном или очищаемом сердце), от него – к терпению (потому что Божий, смиренный человек, праведник обязательно встретится с тяжелыми обстоятельствами, нападками окружающих или сильными бесовскими искушениями). А потом все эти добродетели, которые человек стяжал, его душевная красота – станут благодатной почвой, которая произрастит прекрасный цветок любви. Любовь сделает человека живым чудом».
Романсы А.С. Даргомыжского ("Владыко дней моих", 1837), Н.А. Римского-Корсакова, хор без сопровождения (1876), Н.И. Христиановича (1899), И.Г. Чеснокова (1911), А.Т. Гречанинова (1922) и других композиторов.
17.Романс «Мой талисман».
Стихотворение « Храни меня, мой талисман», написанное в 1825 году, относится к Михайловскому периоду (1824 - 1826г. г.).
Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» принято связывать с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. С ней Пушкин познакомился во время пребывания в Одессе. Ее портреты долгое время украшали поля рукописей поэта. Перед отъездом Пушкина из Одессы Воронцова преподнесла ему подарок – перстень, сделанный из золота и украшенный крупным сердоликом. На камне была вырезана надпись на древнееврейском языке. Александр Сергеевич очень перстнем дорожил, верил в его чудодейственную силу. После смерти поэта кольцо перешло к Жуковскому. Именно Василий Андреевич снял его с руки убитого на дуэли Пушкина.
Эту драгоценность можно рассмотреть, как минимум на двух портретах поэта. Один из них принадлежит кисти Василия Андреевича Тропинина, второй – Карла Петера Мазера.
Надо сразу сказать, что Александр Сергеевич Пушкин был завзятым дуэлянтом.
Фехтовал Александр Сергеевич очень хорошо, был также отличным стрелком. Все друзья поэта отмечали, что он был дуэлянтом очень высокого класса. Во время поединка всегда стремился стрелять вторым. Дело заключалось в том, что сохранивший свой выстрел соперник имел право подозвать уже выстрелившего к барьеру, а это минимальное расстояние. Человек превращался в неподвижную мишень, которая находилась буквально в двух шагах.
В первой половине 20-х годов Александр Сергеевич использовал любой подходящий повод для ссоры. Он постоянно создавал конфликтные ситуации, то есть провоцировал поединки. Очень опасной была дуэль с офицером генерального штаба Зубовым в 1821 году. Тот выстрелил первым и промахнулся. Очередь была за Пушкиным, но тот проявил благородство и отказался от выстрела. После этого офицеры помирились.
В 1822 году имел место поединок с полковником Старовым. Тот также выстрелил первым и получился промах. Пушкин попросил полковника встать у барьера. Он наставил свой пистолет полковнику почти в лоб и спросил: "Довольны ли вы?" Тот ответил, что доволен. Тогда поэт выстрелил в поле, и на этом конфликт был исчерпан.
Последняя дуэль Пушкина состоялась 27 января 1837 года после 16 часов дня. Место дуэли – перелесок близ Комендантской дачи рядом с Чёрной речкой.
Условия дуэли были следующими: стрелялись с 20 шагов, барьер составлял 10 шагов. Противники должны были идти к барьеру и произвести по одному выстрелу.
Француз выстрелил раньше.
18.Романс «Петра творенье»
Стихи романса взяты из поэмы «Медный всадник».
Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году в селе Болдине Нижегородской губернии в знаменитую «Болдинскую осень».
День рождения Петербурга- 16 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, которая и положила начало будущему городу. А 23 июня того же года началась закладка первого храма Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла. Закладка храма происходила при пушечном салюте с кораблей Балтийского флота. По преданию, Пётр сам определил место будущего храма, положил в центре крепости куски сложенного дёрна и сказал: «Здесь быть городу». В основание города был положен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного …
Пушкин любит петербургский пейзаж, в котором всё живёт и дышит. Ему нравятся «Невы державное теченье» (даже течение реки, закованной в гранитные берега, исполнено государственной воли!), задумчивые ночи, спящие громады домов, зори, торопящиеся «сменить» одна другую. Воинское Марсово поле (место, где проходили военные парады) в поэме словно живое. Нева «ликует», «взломав свой синий лёд». И везде чувствуется присутствие человека — автора, который читает «без лампады» и вглядывается в блеск Адмиралтейской иглы, любит морозную зиму, «бег санок вдоль Невы широкой, / Девичьи лица ярче роз», «шипенье пенистых бокалов» на дружеской пирушке, военные парады на Марсовом поле, гром пушек, «когда полнощная царица / Дарует сына в царский дом» …
Созданный державной волей Петра, Петербург стал прекраснейшим городом земли, символом государственной мощи России, но поднят он «из тьмы лесов, из топи блат» человеком и облагорожен его трудом и душой. Поэтому мы, заворожённые пушкинским стихом, восхищённо восклицает вместе с поэтом: «Люблю тебя, Петра творенье». Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побеждённая стихия … Пушкинские слова стали своеобразным поэтическим заветом и гимном Петербургу.
На эти стихи удалось найти запись Б.Штоколова на музыку замечательного вальса Г.Свиридова."
1.Что в имени тебе моем (А.С.Пушкин)
2.Я Вас любил (А.С.Пушкин)
3.Колыбельная (М.Ю.Лермонтов)
4.Молитва(М.Ю.Лермонтов)
5.Тучки небесные(М.Ю.Лермонтов)
6.На севере диком(М.Ю.Лермонтов)
7.Зимняя дорога (А.С.Пушкин)
8.Зимний вечер (А.С.Пушкин)
9.Няне (А.С.Пушкин)
10.Признание (А.С.Пушкин)
11.Предчувствие(А.С.Пушкин)
12.Воспоминание(А.С.Пушкин)
13.Осень(А.С.Пушкин)
14.Последняя туча(А.С.Пушкин)
15.Зимнее утро(А.С.Пушкин)
16.Отцы-пустынники(А.С.Пушкин)
17.Мой талисман(А.С.Пушкин)
18.Петра творенье(А.С.Пушкин)
Текстовый блок
Афиша
17.04.2018
Владимир Казьмин
Романсы и песни на стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова